20 января 2020, 09:58

СЕКРЕТ СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ

 Перед самым Новым 2020 годом Театр-фестиваль "Балтийский дом" выпустил премьеру спектакля "Семья в подарок" по пьесе Надежды Птушкиной "Пока она умирала" в постановке Юрия Цуркану. Есть несколько причин увидеть эту работу: увлекательный сюжет новогодней сказки, неповторимая атмосфера рождественского чуда, блестящие актерские работы, море юмора и кое-что еще, о чем хочется рассказать подробнее…

СЕКРЕТ СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ

 Пьеса середины 1990-х годов имеет киноверсию 2001 года под названием "Приходи на меня посмотреть", где режиссерами выступили известный актер Олег Янковский и оператор Михаил Агранович. Главные роли сыграли Екатерина Васильева, Ирина Купченко, Олег Янковский. Несмотря на профессиональные награды, назвать эту картину успешной трудно.

 Пьеса часто появляется в репертуаре российских театров в качестве бенефиса актрисы, отмечающей юбилей творческой деятельности. Среди них – Ия Савина, Инна Чурикова, Зинаида Шарко, Наталья Тенякова.

 "Балтийский дом" тоже устраивает бенефис. В главной роли - легенда петербургской сцены, народная артистка России Татьяна Пилецкая, которая отметила в прошлом году 90-летие.

 Сюжет развивается вокруг ее героини, "очень старой дамы" Софьи Ивановны, решившей поделиться с дочерью Татьяной "ощущением близости конца". Это признание раскручивает карусель невероятных событий, приводящих к счастливому финалу. Для полного счастья мама пожелала дочери "найти половинку", и дочь тут же представляет маме будущего мужа в лице случайного прохожего Игоря, который по иронии судьбы ошибся корпусом и постучал в их дверь. 

 Бабушке захотелось внуков, и Татьяна приводит внучку Дину, внезапно обнаруженную в овощном отделе продуктового магазина. Прохожий Игорь тут же был назван отцом ребенка на радость Софье Ивановне, на удивление неожиданно обнаруженной родне и на удовольствие публики, которая увлечена быстротечными перипетиями.

 Сценограф Елена Дмитракова выстраивает на сцене уютную квартиру - слева и справа у порталов две жилые зоны с раритетной мебелью и переполненными книжными полками. Прямо из оркестровой ямы вырастают поручни лестницы, ведущей к дверям квартиры. На заднем плане - большой экран проецирует видео многоэтажного дома, который оживает и меняется на глазах. Свет в окнах вспыхивает и гаснет. За занавесками блуждают тени жильцов.

 Между экраном и жилыми зонами оказывается черный рояль, за которым весь спектакль работает аккомпаниатор в старинном парике и пышном платье с кринолином.

 Стилистику рождественских чудес поддерживают ожившие воспоминания: выкатившаяся детская старинная коляска, видение бального зала с кружащимися в танце парами, явление преображенной Татьяны из замарашки в Принцессу, выезд на раритетном велосипеде на сцену Софьи Ивановны, которая совсем недавно еще не могла ходить.

 Непревзойденная и блистательная Татьяна Пилецкая играет не "очень старую", а "очень озорную даму", которая не верит в сказки, но творит чудеса. Она объявляет о желании устроить судьбу дочери и тут же берется за дело. С обворожительной улыбкой она строит недостающие звенья семьи руками дочери, и торжествует победу с грацией британской королевы.

 Роль случайного прохожего Игоря, ставшего за 24 часа сначала мужем, а потом и отцом, исполняет заслуженный артист России Валерий Соловьев. Его герой – типаж добытчика-одиночки, который не любит болтать лишнего, при этом готов идти на риск, признавать ошибки, искать компромисс. Новые знакомые, конечно, вовлекают его в сомнительную авантюру, но он стойко выносит резкие повороты сюжеты, проявляя не только мужественность, но и отменное чувство юмора.

 Внезапно обнаруженную взрослую дочь играет молодая актриса Мария Лысюк. Ее Дина – резкая, шумная, решительная девушка, которая соглашается участвовать в авантюре "возвращения потерянной в роддоме дочери", но при этом искренне реагирует на душевное тепло новоявленной "семьи", с большим любопытством перенимает семейные традиции и даже согласна воздать должное благодетели прямо по Диккенсу, которого так боготворит хозяйка дома.

 Роль Татьяны исполняют два состава: заслуженная артистка России Дарья Юргенс и Алла Еминцева. Образы вышли разные, но каждый – любопытно скроен, мастерски исполнен и глубок.

 Дарья Юргенс играет миф о Золушке. Ее "серая мышка" поражает неутраченной способностью радоваться жизни. Актриса играет ее преображение не только внешне, но и внутренне. Героиня распускается, как цветок, под аплодисменты поверившей в сказку публики. Ее принятие "несчастья" ради "ощущения счастья" мамы, - высокого порядка. Героиня не просто выполняет задание матери, но совершает подвиг, ломает судьбу. Подвиг позволяет ей чудодейственным образом поменять полюсы в своей жизни и добиться счастья.

 Алла Еминцева играет миф о Кассандре. Ее героиня - убежденная старая дева, для которой все идеи мамы есть баловство, прихоть, блажь. Ее взгляд на мир полон печали и тоски. Ее превращение в прекрасную "русалку" тоже вызывает овацию у публики, но трагические ноты продолжают звучать в интонациях героини. И возникает стойкое ощущение, что она с самого начала знала - проблемы у резко разросшейся семьи не закончатся никогда.

 После финальной сцены на сцену опускается пурпурный бархатный занавес, из которого выходит маленький мальчик и пристально смотрит в зрительный зал. Пока он есть банан, зритель вспоминает, что неоднократно герои говорили о каком-то ребенке, который бросает шкурки, где попало. Ну чем не амур? И, наверняка, следующая его жертва сидит где-то в зрительном зале!

 Несмотря на сказочную манеру повествования, спектакль раскрывает секрет семейного счастья тем, кто готов его строить. А таковым может стать каждый. Для совершения чуда осталась самая малость - отправиться в "Балтийский дом" и спектакль посмотреть.

Автор статьи: Леонид Ненашев

 

Все новости Последние новости