25 января 2020, 10:39

"Белых слонов" раздали лучшим кинематографистам

 В столичном Доме кино в 22-й раз прошла торжественная церемония вручения национальной премии кинокритики и кинопрессы "Белый слон" по итогам прошедшего 2019 года.

"Белых слонов" раздали лучшим кинематографистам

 Первым лауреатом стал режиссёр Александр Сокуров, который был отмечен "Белым слоном" имени Мирона Черненко "За честь и достоинство". К сожалению, в Москву Александр Николаевич не приехал, но прислал открытое видеописьмо, которое и было представлено зрителям с экрана и в котором он горько констатировал, что давно не снимал новые проекты, а все его обращения к власть имущим по поводу удручающего положения российской культуры не находят отклик у тех, кому они адресованы. Немало тёплых слов о лауреате сказал со сцены режиссёр авторского документального кино Андрей Осипов, поделившийся воспоминанием о том, какое ошеломляющее впечатление произвёл на него фильм Сокурова "Мать и сын": "Я переместился в какие-то иные сферы эстетического потрясения. Это особый способ аудиовизуального воздействия на зрителя… Если тебе есть что сказать и ты знаешь, как это сказать, то всегда найдётся зритель, которому будет нужен такой фильм".

 Надо сказать, что двое учеников Александра Сокурова – Александр Золотухин и Кантемир Балагов на этот раз тоже стали лауреатами премии "Белый слон". Александр Золотухин отмечен в номинации "Лучший фильм-дебют" – это его картина "Мальчик русский", поездившая по различным международным кинофестивалям и собравшая неплохой урожай иностранных наград. А вот российские зрители увидят "Мальчика русского", начиная с 6 февраля, когда начнётся его прокат на Родине.

 Что касается Кантемира Балагова, то его фильм "Дылда", выдвигавшийся на премию "Оскар" от России, но, к сожалению, не попавший в финальный список, получил четыре "Слона": как лучший фильм, Балагов – как лучший режиссёр, а кроме того, награду фильму принесли Ксения Середа за лучшую операторскую работу и художник-постановщик Сергей Иванов, ставший победителем в соответствующей номинации.

 В главной категории премии с "Дылдой" соревновались ещё две заметные ленты 2019 года – драма Сергея Дворцевого "Айка" и трагикомедия "Керосин" Юсупа Разыкова. Напомним, что казахская актриса Салам Еслямова, сыгравшая в фильме "Айка" главную роль, получила за эту работу приз 71-го Каннского МКФ. Выдвигалась она и на "Белого слона", но российские критики посчитали победителем в номинации "Лучшая женская роль" актрису из Ярославля Елену Сусанину, сыгравшую в "Керосине". Фильм Юсупа Разыкова также удостоился награды за лучший сценарий и лучшую музыку. Получая "Белого слона" композитор Сергей Старостин (это его первая награда) произнёс: "Нет большей радости, чем заниматься живым звуком" и спел со сцены "Давай, милка, гроб закажем" и добавил, признавшись: "Я на самом деле и не композитор. Так, у народа подслушиваю. То, что есть в глубинах нашего народа, не дает ему упасть на дно". А режиссёр Юсуп Разыков, посвятивший эту награду памяти своего учителя Валентина Черныха, отметил: "Это, конечно, какая-то невероятная доблесть, и очень приятно это всё, тем более что картина достаточно скромная, на взгляд продюсеров. Это очень приятная история, особенно рад за свою героиню – актрису Елену Сусанину, которая, извините за такие подробности, в 85 лет вдруг вынырнула на поверхность и стала всем интересна. Я очень рад за неё. Это просто волшебство какое-то".

 В номинации "Главная мужская роль" наградили сразу двух актеров – Алексея Аграновича за фильм "Юморист" (режиссёр Михаил Идов) и Алексея Верткова за работу в картине "Воскресенье" Светланы Проскуриной.

 За роли второго плана отмечены актёры, сыгравшие во "Французе" Андрея Смирнова, – Александр Балуев и Наталья Тенякова, эпизодическая роль которой в этом фильме получила такое количество откликов, которых не удостаивалась ни одна из её ролей за 50-летнюю службу в театре.

 Лучшим анимационным фильмом признан проект "Он не может жить без космоса" Константина Бронзита, который тоже не попал в финальный список нынешнего "Оскара". Документальная комедия "Кино эпохи перемен" Алексея Федорченко стала лучшим неигровым фильмом, рассказывающим о печальной участи Свердловской киностудии, постигшей её в 90-е годы.

 "Событием года" стал мультимедийный проект "Свободный полет", посвященный Андрею Тарковскому. Авторы проекта – Полина Лобачевская и Наталья Опалева из Музея Анатолия Зверева. Приз президента гильдии получили историки и реставраторы кино: Пётр Багров – за восстановление полного варианта "Обломка империи" Фридриха Эрмлера (1929) и Николай Изволов – за реставрацию первого полнометражного фильма Дзиги Вертова "Годовщина революции" (1918).

 Наконец о премии молодых кинокритиков "Голос". Эти самые молодые критики, хорошо принявшие на грудь в честь торжества и устроившие на сцене Белого зала Дома кино что-то совершенно выбивающееся из рамок приличия, присудили награду никому не известному фильму "Тиннитус" режиссёра Даниила Зинченко. Будем надеяться, что к следующей церемонии вручения "Белых слонов" критическая молодёжь всё же повзрослеет.

Автор статьи: Антонина Крюкова

 

Все новости Последние новости