3 февраля 2020, 22:18

Горькая правда и сладкая ложь

 Фильм "Правда" японского режиссёра Хирокадзу Корээды" 6 февраля выходит в российский прокат (прокатчик – компания "А-Оne"). Напомним, что этой картиной открывался 76-й Венецианский кинофестиваль, а годом назад лента Корээды "Магазинные воришки" получила Золотую пальмовую ветвь на Каннском МКФ. "Правду" режиссёр снимал во Франции, и главные роли в ней сыграли французские кинозвёзды и голливудский актёр Итан Хоук.

Горькая правда и сладкая ложь

 Под тем же названием, что и фильм, стареющая французская кинодива Фабьенн (Катрин Денёв, по статусу совпадающая со своей героиней) выпускает в свет мемуары, в которых даже не удосужилась упомянуть о некоторых персонажах своего профессионального окружения и обошла стороной важные факты собственной творческой жизни. В том, что автор мемуаров действительно рассказала в них всю правду, сомневается дочь кинодивы – сценаристка Люмир (Жюльетт Бинош), приехавшая из Нью-Йорка с мужем – сильно пьющим, но на время "завязавшим" актёром сериалов (Итан Хоук) и дочкой, чтобы поздравить мать с выходом книги. Люмир не нашла в ней ни слова правды – по крайней мере о себе, своём отце, а также об актрисе Сарре, похоже, покончившей с собой, – талантливой партнёрше, подруге и сопернице Фабьенн. Тем более что эта актриса в своё время должна была сыграть роль в одной из картин, но не сыграла, потому что, по мнению дочери, Фабьенн роль у неё просто украла и получила премию "Сезар". Когда Люмир, бывшая свидетельницей их отношений, говорит, что жалеет о том, что она не дочь Сарры, Фабьенн на это отвечает: "Пусть я была плохой матерью и плохой подругой – мне важно быть хорошей актрисой". Эти слова, как известно, не раз становились оправданием "плохих" матерей, не справившихся с семейной жизнью, посвятив себя какому угодно творчеству и ставя его на первое место. Одновременно их можно посчитать формулой отношений между одарённым человеком и обыкновенной жизнью, так что сомнения в предпочтениях отпадают сами собой.

 Фабьенн и в жизни, как говорится, не выходит из образа, придумывая невероятные ситуации, которых в реальности не было вовсе. Давая интервью журналисту по поводу выхода в свет мемуаров, Фабьенн на голубом глазу сообщает о своём бывшем муже – отце Люмир, что он умер, в то время как он через какое-то время появляется в доме по случаю события, ради которого все собрались; какую-то чушь несёт и о своей подруге, которой, по-видимому, завидовала, пытаясь это скрыть.

 Переломным моментом фильма становятся съёмки новой картины, в которой снимается наша кинозвезда. Героиня Фабьенн здесь своенравна, эгоистична и строптива – ровно как и она сама, озабочена собственной карьерой, не оставляя за собой никаких обязательств по отношению к родным и близким. Особенно она недовольна молодой актрисой (Людивин Санье), работающей вместе с ней на съёмочной площадке. И бесит её то, что эта актриса и талантлива, и чрезвычайно напоминает ей подругу и соперницу.

 На протяжении всего фильма мать и дочь провоцируют друг друга, балансируя на грани истерики и разоблачений и состязаясь в острословии и колкостях. Однако на съёмках Фабьянн важно, чтобы кто-то смотрел, как получается у неё роль, и она просит об этом именно дочь – похоже, доверяя только её мнению. В какой-то момент актриса пытается уйти с площадки, но возвращается вновь, услышав, как дочь называет её "размазнёй", и просит, чтобы сцену пересняли: теперь она может сыграть лучше. А после радуется, когда дочь говорит ей: "Ты отлично играла, я поразилась".

 За короткий срок пребывания дочери у знаменитой матери стареющая кинозвезда понимает, насколько она эгоистична и сколько страданий доставила близким людям из-за своего несносного характера, безмерных амбиций, преувеличенного самомнения по поводу собственного таланта. В конце концов она признаётся, как ревновала дочь к подруге, о своих истинных чувствах и к ней, и к Люмир, которая в свою очередь скажет: "Я рада, что я твоя дочь". Перед лицом приближающейся старости и одиночества все упрёки покажутся мелочью. И это истинная правда.

 Ещё надо заметить, что музыку к этому фильму написал и исполнил известный наш композитор Алексей Айги. Его музыка звучит романтически, оттеняя заурядные драмы героинь и давая зрителю проникнуться настоящим чувством радости от неповторимых мгновений жизни, смысл которой в любви, хоть это и звучит банально.

Автор статьи: Антонина Крюкова

 

Все новости Последние новости