3 февраля 2020, 22:22

ЖЕНЩИНЫ ИДУТ!

 Американский фестиваль независимого кино Сандэнс, показавший в течение десяти дней 128 фильмов, объявил своих лауреатов. 

ЖЕНЩИНЫ ИДУТ!

 Уже стало общим местом подсчитывать, сколько фильмов сделано женщинами-режиссерами. Сандэнс, который в борьбу женщин-кинематографисток за свои права включился очень давно, заметно активизировался в этом направлении с тех пор, как программным директором фестиваля стала Ким Ютани, чья фестивальная карьера началась на лос-анджелесском фестивале Outfest, одном из ведущих ЛГБТ фестивалей. А последней новостью Сандэнса стало назначение директором фестиваля Табиты Джексон, которая сменила на этом посту Джона Купера, пребывавшего на нем 11 лет. Основатель Сандэнского института и Сандэнского фестиваля Роберт Редфорд сказал, что "под руководством Табиты мы будем смело встречать новое поколение независимых режиссеров, сценаристов, актеров". На церемонии закрытия еще раз было отмечено, что из 28-ми призов, врученных 25-ти фильмам, 12 (48%) сделаны женщинами, 10 (40%) – цветными обоего пола и 2 (8%) – представителями ЛГБТ сообществ.

 Великолепным завершением женской темы стал показанный в конце фестиваля фильм "Сорокалетний вариант" ("The 40-Year-Old Version"), блестяще написанный, поставленный, спродюсированный и виртуозно сыгранный чернокожей женщиной-оркестром – несравненной Радой Бланк, которая получила приз за лучшую режиссуру. Ее Рада в фильме, нью-йоркская сценаристка, которая неохотно, по заказу, пишет что-то из жизни Гарлема, не унывает и мечтает в свои 40 стать знаменитой реппершей. 

 В прошлом репортаже о фестивале я отметила три фильма конкурсной игровой программы ("Никогда редко, иногда всегда" Элизы Хиттман, "Очаровательные короли улиц" Ангела Мануэля Сото и "Минари" Ли Исаак Чанга), угадав среди них будущих победителей Сандэнса. 

 Светлый и чистый (ряд критиков посчитал его чересчур традиционным), фильм "Минари" утверждает приоритет семьи в жизни людей. Корейская семья, которая в 80-е годы прошлого века переезжает из Калифорнии в Арканзас, где хочет начать новую жизнь, на грани распада. Жена не поддерживает мужа, который упорно борется за освоение купленной им земли, теряет в него веру, хочет строить карьеру, вернуться к стабильности прежнего существования в городе. И лишь цепь трагических событий приводит ее к пониманию того, что нет на свете ничего важнее семьи. Каждый характер картины – отец, мать, дети, бабушка – прописан тщательно, сыгран тонко. Поэтому совпали – что нечасто бывает – мнения профессионалов и зрителей. Большое жюри вручило фильму Ли Исаак Чанга главный приз, аудитория – приз зрительских симпатий.

 Специальным призом жюри отмечена социальная драма "Никогда редко, иногда всегда", рассказывающая о двух юных девицах, одна из которых желает избавиться от нежелательной беременности. Не получив помощи в родной Пенсильвании, но получив поддержку со стороны своей кузины, она вместе с ней отправляется в Нью-Йорк.

 Не остался без приза и искрометный фильм о чернокожих "королях улиц" - он получил специальный приз за актерский ансамбль (Джахи Ди Алло Уинстон, Мик Милл, Уилл Кэтлетт, Тейона Паррис, Дониэл Тримейн Хэнсли и Кези Кертис). И все же в этой блестящей актерской компании я бы выделила Джахи Ди Алло Уинстона, исполняющего роль харизматичного 14-летнего подростка по прозвищу Маус, которого, думаю, ждет большое актерское будущее.

 Главный приз в документальном американском конкурсе достался фильму "Правительство мальчишек" ("Boys State"), реж. Джесси Мосс и Аманда Макбейн о необычном эксперименте.  Фильм о том, как 17-летние подростки из Техаса объединились, чтобы создать свое правительство, был одним из самых заметных на фестивале.

 В международном конкурсе призы получили "Эпицентр" (документальное кино), Австрия-Франция, реж. Хьюберт Саупер, о Кубе – острове, где началось открытие Нового мира,  и "Йалда, ночь прощения ("Yalda, a Night for Forgiveness" - игровое кино), Иран-Франция-Германия, реж. Максуд Бакши, криминальная психодрама. 

 Не остался незамеченным документальный фильм американца Дэвида Франса "Добро пожаловать в Чечню (оператором и сопродюсером которого является наш Аскольд Куров), получивший Специальный приз жюри за монтаж (Тайлер Уолк). Картина, которая рассказывает о деятельности правозащитной группы, помогающей вывезти геев из Чечни, где они подвергаются преследованиям и пыткам, вплоть до физического уничтожения, вызвала серьезную дискуссию на фестивале. 

 Остается лишь добавить, что одним из победителей в конкурсе короткого метра стала анимационная картина "Дочь" Дарьи Кащеевой, бывшей выпускницы Академии имени Гнесиных, а сейчас студентки факультета кино и телевидения Пражской академии искусств. Всего лишь за полгода "Дочь" – вечная история конфликта отцов и детей - с триумфом проехала по нескольким престижным кинофестивалям, завоевала главный приз в Анси (Франция), получила так называемый студенческий "Оскар", а сейчас претендует на получение большого "Оскара".

Автор статьи: Евгения ТИРДАТОВА 

 

Все новости Последние новости