19 февраля 2020, 14:48

БЕРЛИНАЛЕ: НЕ ТОТ, ЧТО ПРЕЖДЕ

 Берлинский кинофестиваль отмечает свое 70-летие в високосном 2020-м году, сдвинув свои сроки (в связи с переменой сроков "Оскара") поближе к весне и даже захватив один весенний мартовский день (20 февраля-1 марта). При этом особого тепла в эти дни в столице Германии не ожидается.

БЕРЛИНАЛЕ: НЕ ТОТ, ЧТО ПРЕЖДЕ

 Зато ожидается много нового. Вместе с директором фестиваля Дитером Коссликом и его любимым детищем - программой "Кулинарное кино" - отправлен в отставку берлинский медведь с плаката. Без традиционного медведя плакат выглядит более современным. Нам предстоит узнать, коснулись ли перемены традиционной музыкальной заставки.

 Новым является руководство фестиваля и система дуумвирата. Директоров теперь двое: исполнительный директор Мариетта Риссенбек и креативный директор Карло Шатриан, хотя, надо полагать, нас будет больше интересовать Шатриан, который отвечает за программы фестиваля, в которых тоже произошли изменения. Появилась новая (конкурсная, с призами) программа под названием "Encounters", в которой, по словам руководства, будут представлены "эстетически и структурно смелые работы независимых, инновационных кинопроизводителей".

 Обращает на себя внимание "парный конферанс", случайно или умышленно выбранный берлинским дуумвиратом как основной мотив Берлинале. Например, юбилейная секция "Эстафета" построена по принципу: семь известных режиссеров выбирают для показа свою картину и картину коллеги, которого привозят с собой для того, чтобы таким образом продемонстрировать связи и преемственность в кинематографе.

 Так образовалось семь пар: Энг Ли (Тайвань) и Хирокадзу Коре-Эда (Япония), Клэр Дени и Оливье Ассаяс (Франция), Ильдико Эньеди и Жофия Силадьи (Венгрия), Цзя Чжан Кэ и Хо Мэн (Китай), Маргарет фон Тротта и Ина Вайсе (Германия), Паоло Тавиани и Карло Сирони (Италия), Рой Андерссон и Ники Линдрот фон Бар (Швеция).

 Часто парами работают режиссеры основного конкурса: "Дау: Наташа" (Илья Хржановский и Екатерина Эртель, Германия-Украина-Великобритания-Россия), "Моя маленькая сестра" (Стефани Шуа и Вероника Реймонд, Швейцария), "Удалить историю" (Бенуа Делепин и Густав Керверн, Франция-Бельгия), "Плохие сказки" (Фабио и Дамиано Д‘Инноченцо, Италия-Швейцария), "Все мертвые" (Марко Дутра и Каэтану Готард, Бразилия-Франция).

 В основном конкурсе – 18 картин из 18 стран. Помимо уже упомянутых "Дау:Наташа", "Удалить историю" и "Моей маленькой сестры" с популярной Ниной Хосс, это "Берлин. Александерплатц" Бурхана Курбани (Германия-Нидерланды), новая (после фассбиндеровской) экранизация романа Альфреда Деблина о жизни Берлина в 20-е годы прошлого века, где действие переносится в современность; "Первая корова"  американки Келли Райхард о дружбе повара с китайским иммигрантом и о начале их общего бизнеса; "Невыбранные дороги" англичанки Салли Поттер об отношениях отца и дочери – с Хавьером Бардемом, Сальмой Хайек и Лорой Линни; "Ундина" главы "берлинской школы" Кристиана Петцольда, начало трилогии о германских мифах; экспериментальная, сюрреалистическая роуд-муви "Сибирь" Абеля Феррары с Уиллемом Дефо (Италия-Германия-Мексика).

 Кроме того "Бегущая женщина" Хон Сан Су, драма молодой кореянки с тайнами и признаниями ; аргентино-мексиканский "Непрошеный гость" Наталии Мэта; "Облученный" Рити Панха (Франция-Камбоджа"); черно-белая "Соль слез" француза Филиппа Гарреля; "Никогда редко иногда всегда" американки Элизы Хиттман, премьера картины, напоминающей по сюжету знаменитую румынскую ленту Кристиана Мунджиу "Четыре месяца, три недели и два дня", состоялась только что на Сандэнском фестивале, где она получила один из призов; "Дни", гей-драма прославленного тайваньца Цай Минляна; "Тут нет зла" Мохаммада Расулофа (Германия-Чехия-Иран) и "Прячутся" итальянца Джорджл Диритти. 

 Обращает на себя внимание и возросшее – по сравнению с предыдущими годами – участие российских кинематографистов (производство их лент может быть не только российским). Помимо конкурсного фильма "Дау: Наташа", это "Котлован" (документальная лента Андрея Грязева, включенная в секцию "Панорама"); внеконкурсные картины Вадима Перельмана "Уроки фарси" и "Дау. Дегенерация" - еще одна часть масштабного, мультимедийного проекта Ильи Хржановского; документальная "Гунда" Виктора Коссаковского; в "Форуме" - дебют Марии Игнатенко "Город уснул".

 После мировой премьеры на Сандэнском фестивале в Берлине будет показан и фильм американца Дэвида Фрэнса "Добро пожаловать в Чечню", документальная история о группе активистов, отважившихся помочь геям из Чечни уехать за границу. Сопродюсер и оператор картины российский режиссер Аскольд Куров.

Автор статьи: Евгения ТИРДАТОВА   

 

Все новости Последние новости