12 марта 2020, 14:47

Александр Калягин обыгрывает коляску ревизора

 На фоне непобедимой коррупции и повсеместного взяточничества классическая пьеса Николая Гоголя  "Ревизор" выглядит удивительно современной, настолько зеркально в ней отражаются пороки нынешнего общества. Поэтому неслучайно режиссеры дружно взялись за постановку гениальной комедии.

Александр Калягин обыгрывает  коляску ревизора

 О спектакле Роберта Стуруа "Ревизор" сказано немало хороших слов, чему в значительной степени  способствовала поразительная игра Александра Калягина в роли Хлестакова, (точнее его трактовка). Обычно со временем премьерный пыл спадает, выброс адреналина снижается, а значит и энергия убывает, поэтому артисты, дай Бог им удачи, добросовестно исполняют заданный рисунок роли. Тут же все происходит не по знакомому сценарию. Заведенный режиссером механизм фантасмагории действует на все мыслимые и немыслимые рычаги представления и темпо-ритм игры ничуть не снижается,  комические метаморфозы "убивают" зрителей наповал, вызывая едкую усмешку по поводу вечного взяточничества на всех уровнях власти. 

 Я еще не видела ни одного "Ревизора", где бы мистика Гоголя была столь пугающе действенной в создании неминуемой катастрофы в наказание за совершенные грехи.  Сценография Александра Боровского с пустыми проемами окон заброшенного новодела, огромная хрустальная люстра – символ незаконно нажитого богатства, саундтреки от маршей Верди до лирических этюдов Шуберта, создают атмосферу загнивающего авторитарного государства, где человек всего лишь винтик адской машины накопительства и весь он во власти страха. 

 Спектакль начинается с жуткого переполоха в канцелярии городничего. Внушительных размеров Сквозника - Дмухановского всего трясет, будто его подключили к 220 вольт, отчего в люстре тоже происходит замыкание. Земля уходит из-под ног, в безумных глазах Антона Антоновича – актера Владимира Скворцова горит бесовский огонь, поэтому он за себя не отвечает. Может дать в зубы, схватить за шиворот любого подчиненного, и тот не пикнет, поскольку вертикаль власти действует и тут. Среди сборища мундиров лавирует странная женская фигура в черном одеянии.(Актриса Елизавета Рыжих). То ли это монашка, олицетворяющая нерушимую связь государства и церкви, то ли посланница ада.  Уж слишком она криво крестится, отводя левую руку подмышку. 

 Безумный страх быть уличенным в безудержном мошенничестве настолько обуял городничего, что он не задумывается, почему инкогнито-ревизор передвигается в коляске. Мало ли что там наверху придумают…  Ревизор и в коляске ревизор, хоть его раком поставь. 

 Александр Калягин играет эдакого маразматика, засыпающего в самые торжественные моменты, страдающего мерцающем сознанием, но при этом держащего фасон демократа, хотя нет, нет, да и прорежется командный голос партийного цензора.  От чего вся чиновничья братия приходит в неописуемый трепет, а самый молодой, одержимый любопытством, срывается со второго этажа. Органика лицедейства Калягина столь велика, что кажется он импровизирует на ходу по мере того, как вокруг его героя сжимается кольцо услужливых доброхотов. Ведь так и в объятиях могут задушить.... 

 Многое на своем веку повидал, уходящий в отставку Хлестаков, но такого пассажа со стороны городничихи никак представить не мог. Перешагнув бальзаковский возраст Анна Андреевна (актриса Наталья Благих), словно танк идет на пролом,  предлагая себя в любовницы и демонстрируя стриптиз у ног обалдевшего старика. Но это цветочки, ягодки появляются потом, когда супруги решат продать молоденькую дочь влиятельному маразматику. Давно потерявший мужскую силу Иван Александрович, всю жизнь мечтавший о любви,( что выражается в лирическом саундтреке), может только любоваться красотой девушки, гладить ее нежную ручку. Скажите - пустячок, но не тут - то было, можно и поймать с поличным, объявив о помолвке Хлестакова с Марией Антоновной (актриса Кристина Гагуа).  Ну, а дальше наступает счастливый момент торжественной "коронации" будущего генерала Антона Антоновича. Только вот земля начинает дрожать под ногами, хозяева города ощущают подземные толчки, никак природа взбунтовалась против взяточников и казнокрадов…

Автор статьи: Любовь Лебедина.  

 

Все новости Последние новости