8 апреля 2020, 12:13

Карантин: какими будут последствия для авиации и бизнеса?

Последние несколько недель меня все чаще просят выступить в качестве обозревателя авиационного рынка, что я с удовольствием делаю. Но в обычной жизни я являюсь частью пресловутого малого бизнеса и большинство моих дум сейчас связаны с восстановлением индустрии, которую я представляю. Поэтому сегодня хочу поговорить об авиации с точки зрения экономики.

 

 

Марк Кузнецов

Коммерческий Директор компании “President Jet”

Карантин: какими будут последствия для авиации и бизнеса?

Я организую большие заказные рейсы уже восьмой год. За это время я делал чартеры на очень разные события и в очень разных условиях. Сотрудничал с клиентами и авиакомпаниями из разных уголков России и мира. Работал в иностранных и отечественных компаниях, выступал в качестве приглашенного консультанта. Лично переживал кризис 14-го года и наблюдал, как мои партнеры его переживают. Будучи организатором, я напрямую завишу от авиакомпаний и клиентов. Только исходя из всего этого опыта я считаю себя вправе рассуждать об экономических последствиях происходящего сейчас.

Давайте разберем кто фрахтует самолеты и зачем:

  • Государственный сектор (тут самолеты нужны для полетов на открытия больших предприятий, для праздников государственного масштаба)
  • Нефтяной и газовый сектор (вахтовые рейсы)
  • Глобальные компании (корпоративные выезды на выставки и форумы)
  • Спортивная индустрия (выездные матчи клубов, чемпионаты мира/Европы, олимпиады)
  • Индустрия развлечений (театры, цирки, концертные агентства)

Из вышеперечисленных, наверное, только последних можно отнести к малому бизнесу, а значит я должен был бы с воодушевлением воспринять меры поддержки для системообразующих компаний. Но поводов для радости я не вижу. Почему? Начнем с конца.

Сейчас отменяются все развлекательные события. Но так будет не вечно и рано или поздно все должно вернуться в привычное русло. Мы выйдем из своих берлог и захотим снова получать удовольствие от жизни, но удастся ли это?

Аналитики подсчитали, что карантин оставит без работы порядка одного миллиона москвичей. Думаю, эта цифра с каждой неделей самоизоляции будет только расти. Но учитывать нужно и другие цифры — тех, кого попросили пойти на сокращение зарплат и тех, кого отправили в отпуска с непонятной перспективой возвращения к привычному уровню дохода.

В сложившейся ситуации даже человек с накоплениями и/или стабильной работой будет экономить, читая новости и глядя на своих друзей. На чем экономит человек в первую очередь? На своем досуге и отдыхе. Именно поэтому на встрече бизнеса с президентом представитель негосударственной концертной индустрии попросила о помощи всей сфере, а многие спортивные клубы попросили игроков пойти на добровольное снижение зарплат.

В условиях ограниченного потребления будет сложно продавать билеты на мероприятия, большинство из которых уже отмены до сентября месяца. Звать больших звезд и привозить дорогие спектакли еще долгое время никто не будет. Команды пересядут с чартеров на "регулярку", а могут — на поезда или автобусы. Не забывайте, что у нас есть не только условные "Спартак" и "Зенит", но и много клубов с бюджетами в разы скромнее. Про самый массовый спортивно-развлекательный сектор, пользующийся заказными рейсами, авиакомпаниям придется надолго забыть.

Говоря о любых компаниях, тем более глобальных, надо понимать, что первая задача, на которую сейчас брошены все силы - это оптимизация расходов. Под это в первую очередь попадут выезды и организация работы на выставках, даже когда те возобновят работу. "Ну они-то точно уйдут на регулярку!" — скажете вы. Уйдут. Но те, кто летали "бизнесом" полетят "экономом", а те, кто летал "экономом" останутся сидеть в офисе. Слово "корпоратив" вообще может стать рудиментом.

Переходим к нефти и газу. Про упавшую стоимость вы уже знаете, про намерение сократить добычу — тоже. Как думаете, какие месторождения будут сейчас "оптимизировать"? Верно. Те, на которых добыча стоит дороже всего. Если добраться можно только чартером, это практически приговор.

Ну и наконец государственный сектор — он для чартеров, не относящихся к официальным дипломатическим поездкам, которые ложатся на специальный летный отряд, самый маленький. Почти все госслужащие летают "Аэрофлотом". Редкие чартеры связаны с открытиями различных больших предприятий или крупными праздниками. Сколько их будет до конца года? Думаю, около нуля.

Здесь вы, наверное, воскликните: "Каков процент таких рейсов? Капля в море!" - и будете правы. Процент небольшой и разнится, в зависимости от типа авиакомпании. Но это совершенно другой тип заработка для операторов с совершенно другой маржинальностью. Чтобы сделать пример актуальным, представьте, что вы продаете маски по одной, но есть у вас один-два клиента, которые приходят пару раз в месяц и покупают их сразу коробками.

Теперь стало очевидно, что лета, которого так ждали операторы, не будет, а в условную Италию или Испанию еще долго не полетят. Следовательно, средства, которые будут выделены на поддержку авиакомпаний, помогут пережить месяц карантина, но не запустить привычный пассажиропоток. А значит это лишь ненадолго отсрочит проблемы большого бизнеса, но никак их не решит. 

То, что не выживут маленькие компании может казаться не критичным. В конце концов, возродятся, когда будет подходящее для этого время. Но последствия для большого бизнеса могут оказаться катастрофическими, и то, как быстро он сможет возродиться —  большой вопрос.

Все новости Последние новости