8 мая 2020, 14:38

Объятия запрещены

До эпидемии коронавируса мы даже представить не могли, что объятия в нашей жизни, тем более искусстве, играют такую важную роль. Возьмите любой фильм, любую премьеру, где объятия выражают дружбу, успех, сплоченность, доверие. 

Объятия запрещены

 Появились объятья на Руси с древних времен. Например, герои Островского Счастливцев и Несчастливцев  встречаются на дороге и выяснив, что они актеры, тут же бросаются друг к другу в  объятья, мол, свои мы и делить нам нечего. Даже во время первой мировой войны русские солдаты братались с противниками во время перемирия, не говоря о великом братании 9 мая 1945 года всего советского народа, разгромившего фашизм. И вот спустя 75 лет  в святой Праздник Победы объятия стали смертельно опасны, поскольку вирус не щадит ни ветеранов войны, ни их детей, ни внуков. 

 Что же это за наказание такое и что за происки коварной судьбы, испытывающей людей на мужество, стойкость и человечность в условиях вынужденной изоляции без объятий, где личность не имеет право выбора, а значит, она несвободна. Неужели человек может осознать истинную цену свободы только тогда, когда смерть идет по пятам? Или это очередная репетиция надвигающегося апокалипсиса? Неужели люди настолько заигрались и почувствовали себя демиургами, что бросили под ноги ноу-хау законы природы и сохранение жизни на земле? Видимо не случайно бактерии объявили войну бездушной цивилизации, дав фору самой страшной фантастики. 

  Сейчас каждый человек один на один с собой проверяется на духовную прочность, поскольку душа то его свободна, коронавирус до нее не добрался. Тут на днях я позвонила народному артисту СССР Владимиру Андрею и осторожно спросила, как он чувствует себя в самоизоляции и чем занимается. Так вот представьте, его ответ отрезвил меня и прогнал черные мысли.

 Будучи мальчишкой, он все войну с  матерью оставался в Москве, знал, что такое голод и ночные дежурства на крышах домов, поэтому та психологическая закалка, которую он получил в юности, потом держала его в период сильных ударов судьбы, не давала прогибаться.  Вот и сейчас он считает депрессию уделом слабых, изнеженных людей, не знающих, как выглядит настоящее горе, готовых винить в несчастьях других, не спрашивая с себя. "Ведь вся великая русская литература произошла из страданий и жертвенности", - сказал Владимир Алексеевич. 

  Я же в свою очередь подумала: ведь не зря актерское мастерство переживает кризис. Не потому ли, что лицедеи гонят от себя страдания, нацеленные на успех за счет видимых переживаний, не пропущенных через сердце.  Имитации и еще раз имитации заслоняют суть актерской профессии. Умение настроить себя на нужную волну, войти в образ передается от педагога к студенту. И если взять учеников Владимира Андреева, Римаса Туминаса, Петра Фоменко, Льва Додина, то они знают истинную цену перевоплощения, заключенную в крепких объятиях с ролью. И тогда пошлость не проникает в зародыш художественного замысла. Как это произошло в развлекательном фильме "Мифы" режиссера  Александра Молочникова.  Он то хотел создать комический памфлет, высмеивающий истинную сущность современных звезд, гоняющихся за баснословными гонорарами и не имеющих ничего за душой. Но получилось все, как в той присказке: "Хотел, как лучше, а получилось, как всегда". Фактически исполнители этого комического фарса играли самих себя, суетных и пустых, любвеобильных и ветренных. Одним словом, они настолько привыкли к успешным маскам, что не могут их отодрать, и жизнь представляется сплошной красной дорожкой международных кинофестивалей, где объятия, поцелуи тоже фальшивые.

 Есть в этом фильме один персонаж в исполнении Сергея Безрукова, испытывающий тоскливое чувство потерянности, так как все роли давно переиграл. Смешно? – Не очень, скорее скучно. Пожалуй, это актер и сам понимает.  Зато в фильме Анны Матисон "После тебя", прошедшего по экранам как-то незаметно, Безруков создал трагический образ примы балета Большого театра после травмы, оказавшегося ненужным никому кроме дочери. (Примерно так чувствуют себя некоторые актеры во время самоизоляции, потому что у них отобрали "хлеб" - живое общение со зрителем и крепкие объятия с коллегами.)  

  Так вот героя Безрукова все раздражает, и детская балетная школа в небольшом городке, и  бездарные педагоги, и даже беременная гражданская жена. В принципе раздражает все, что "ниже плинтуса" в искусстве и в жизни. Его считают злюкой, выскочкой, зазнайкой, презирающим всех и все, и никто не догадывается, какие бури бушуют внутри этого самоеда и неврастеника.    

 Но неожиданно судьба дарит ему шанс. Так иногда бывает, когда долгие страдания окупаются неожиданной наградой. Запись  авангардного балета на пленке увидел Валерий Гергиев и пригласил Алексея Темченко на постановку в Мариинку.  Премьера балета прошла успешно, о нем вновь заговорили спустя 18 лет, а прежнее забвение обернулось мировым шквалом признания. Во время интервью на ТВ Темченко попросили показать пластический дивертисмент из его авторской постановки. Зная, чем это может закончиться, Алексей все-таки станцевал в телестудии и умер. Умер, как свободный человек, презревший смерть ради своего призвания. Удивительный фильм, поразительный герой, сыгранный Сергеем Безруковым на разрыв аорты. Жаль, что обнять его нельзя. Надеюсь, что время для объятий когда-нибудь наступит, и мы осознаем, как важно обнять просто так друга, подругу, товарища, ведь это все равно, что глотнуть чистого воздуха без смертельного вируса. 

Автор статьи: Любовь Лебедина.

 

Все новости Последние новости