20 мая 2020, 09:39

В формате онлайн театры превращаются в музеи

  Непредвиденные обстоятельства меняют не только стиль мирной жизни, но и влияют на культуру, в первую очередь на театр, выросший на площади. Один из самых востребованных видов искусства оказался не только лишенным площади, но и зрительного зала, (в том числе пустого) из-за эпидемии коронавируса.

В формате онлайн театры превращаются в музеи

 Но театр не мог погибнуть смертью храбрых, он должен был существовать. Но как? Случись эта трагедия до изобретения интернета, все лицедеи ушли бы в бессрочный отпуск, не рассчитывая когда-нибудь возродиться. Техническая революция спасла деятелей сцены от забвения, по крайней мере, они могут заявлять о себе в пространстве онлайн. Смотрят зрители эти спектакли или нет пока неизвестно, поскольку повсеместных опросов не проводили. При этом не надо забывать,  что государство не оставило представителей Мельпомены без куска хлеба и зарплату выплачивает исправно. А раз так, то театры должны отрабатывать  выделенные правительством субсидии "для поддержания штанов". Поэтому сколько тут не фантазируй, а ничего другого не придумаешь, как дружить с интернетом и показывать забытые и новые представления  на сайтах, независимо от срока давности. 

 Выиграли те коллективы, где постановки записывались на пленку, и теперь они стали всеобщим достоянием, напоминая музейное искусство, которое в живом театре считалось анахронизмом, застывшим слайдом. Теперь же "не до жиру, были бы живы". 

 Возьмем для примера два столичных академических театра, пользующихся спросом у публики: Московский художественный имени А. П. Чехова и Театр имени Евгения Вахтангова, где сосредоточены лучшие актерские силы и проводятся творческие эксперименты.  

 Итак, с 15го по 31 мая наследники общедоступного театра Станиславского и Немировича- Данченко показывают "Дачников" 1979-го года выпуска, "Мишин юбилей" -1994-го года, "Белую гвардию" и "Вишневый сад" 2004-го года, "Гамлета" - 2005-го года, "Светлый путь", который стал отнюдь не светлым для публики, "Номер 13" с неимоверно дорогими билетами при выпуске в прошлом веке, но пока ни одного премьерного спектакля. Наверное, дирекция бережет их на будущее. Зато моноспектакли стали палочкой-выручалочкой. Оно и понятно, поэтические программы в исполнении Евгении Добровольской, Натальи Теняковой, Ирины Мирошниченко весьма подходят для виртуального пространства, поскольку главным в этих выступлениях является литературное слово, прямой диалог с телеаудиторией. 

 Можно понять руководство Вахтанговского театра, выбравшего для показа в мае исторические спектакли: "Милый лжец" с Юлией Борисовой и Василием Лановым и "Принцессу Турандот" Евгения Вахтангова, возобновленную в 1963-ем году. Сегодня в репертуаре театре уже не увидишь ни "Ревизора" (2002 год), ни "Троила и Крессиду", покинувших афишу театра, но это первые спектакли Римаса Туминаса, свершившего перестройку в  заснувшем коллективе и показав ему свет в конце туннеля. Таким образом, вахтанговцы, отдавая дань музейному театру, выбирают для показа те спектакли, которые служили творческими вехами в их искусстве, соединяя скрепами прошлое и настоящее, опираясь на многолетние традиции.         

Автор статьи:  Любовь Лебедина

Все новости Последние новости