29 мая 2020, 09:25

АЛЕКСАНДР ЗБРУЕВ – "ВЕЧНЫЙ МАЛЬЧИК" С АРБАТА

  В пятницу, 29 мая, в 0.50 на канале "ТВ Центр" в проекте "Александр Збруев. Небольшая перемена" речь пойдёт о народном артисте России, долгожителе театральной сцены и киноэкрана, которого порой называют "вечным мальчиком".

АЛЕКСАНДР ЗБРУЕВ – "ВЕЧНЫЙ МАЛЬЧИК" С АРБАТА

 Начавший сниматься ещё в далёкие 60-е, Збруев и вправду мало изменился. По-прежнему подтянутый, подвижный, обаятельный, словно годы – даже внешне – не оставили в нём следа. Но главное, что отмечают люди, давно знающие актёра – это то, что он  почти не изменился внутренне. Принципы, не позволяющие ему размениваться на случайные роли, чувство собственного достоинства, безупречный вкус – всё это и сегодня при нём с верностью друзьям и благодарностью тем, кто был долгие годы рядом. В проекте участвуют Светлана Крючкова, Марина Александрова, Инна Чурикова, Виктор Раков и другие.

 1961 год, Прибалтика, пляж. Трое молодых, никому не известных актёра: Олег Даль, Андрей Миронов, Александр Збруев, которые снимались в фильме "Мой младший брат", – объявили забастовку, заявив дирекции, что не уйдут с площадки, пока каждому из них не дадут в гостинице отдельный номер с горячей водой. "И директор решил нас проучить, – вспоминает Александр Викторович. – Все уехали, а мы втроем сидим на этом пляже, холодрыга жуткая, мы в морилке... Проходит где-то часа полтора-два, приезжает директор и  говорит: "Добились своего". Мы приезжаем в гостиницу. У каждого отдельный номер. Есть горячая вода. Это был случай довольно знаменательный, когда мы пошли против всей группы и против дирекции". К счастью забастовщиков, скандал не получил продолжения, а фильм принёс им невероятную популярность. Позже написали: ребята вытащили "звёздный билет" – а именно так называлась повесть Василия Аксенова, по которой снят фильм.

 Бунтарский дух жил в нём с самого детства, которое у Збруева, сына репрессированного, прошло на Арбате в компании с местной шпаной. Он появился на свет в марте 1938-го в знаменитом роддоме имени Грауэрмана у весьма не простых родителей. Мама – по образованию актриса, потомственная дворянка, отец, заместитель наркома связи, в том же 38-м был расстрелян в сталинских застенках еще до рождения сына. Мать с крошечным Сашей на руках была отправлена в ссылку, откуда они вернулись домой в 1943-м. И воспитанием парня занялась уже арбатская шпана. "Я был связан с ребятами во дворе – с такими отчаянными, которым уже было и по тридцать, и по двадцать пять лет, – рассказывает актёр в фильме "ТВ Центра". – Я был среди них малолетка, сопляк. И всё равно нас объединяли голуби, гитара, какие-то песни, гуляния и так далее".

  Арбатская вольница Збруева на самом деле имела особый, крутой замес. Не случайно звёздной ролью актёра стал Григорий Ганжа из популярного сериала "Большая перемена" – так убедительно актер сыграл хулиганистого и своенравного героя. Збруев и в жизни никогда не изменяет себе, настаивая на своём. Режиссёры не раз сталкивались с тем, что у актёра существует собственное видение образа или каких-то отдельных сцен. Мало кому это нравилось. В той же "Большой перемене" все актёры в сценах на заводе были, естественно, одеты в робу. И только Збруев категорически отказался её надевать. "Не буду!" – и всё тут. Режиссёр Алексей Коренев сначала негодовал: "Человек не может работать на заводе в замшевой куртке!" А потом согласился: стильная курточка придала образу хулигана Ганжи особый шик.

 Картина "Большая перемена" стала одной из самых любимых у зрителей нашей страны. Но Збруев был не в восторге: "Когда случилась "Большая перемена", все стали тыкать в меня пальцами: "Ой, Ганжа! Ганжа!" Фильм-то на самом деле хороший, сейчас так ностальгически смотрится. Но мне хотелось серьёзных ролей, а этот фильм дал мне такого пинка, что я так и полетел вперёд с новым именем – Ганжа". Иногда этот персонаж выручал актёра. "Когда в стране были проблемы с едой, и я, заходя в магазин, с грустью смотрел на пустой прилавок, продавщица вдруг говорила: "Ой! Ганжа к нам пришел!" Я спрашивал: "А что же у вас пусто?" Она отвечала: "Для тебя – ради бога, чего хочешь! И доставала "чего хочешь" из каких-то закромов".

 От приклеившегося к нему амплуа Александра Викторовича спас театр. Он много и плодотворно играл в спектаклях Анатолия Эфроса. А с приходом в 1974 году в "Ленком" Марка Захарова Збруев оказался одним из тех актёров, на которых держался и до сих пор держится репертуар театра. В его длинном списке ролей такие спектакли, как "Мудрец", "Варвар и еретик", "Шут Балакирев", "Женитьба", "Вишнёвый сад".

 В кино, по его словам, он "повзрослел" после фильма "Батальоны просят огня" (1985). Но кинематограф продолжал использовать неповторимое мужское обаяние актера. "Одинокая женщина мечтает познакомиться", "Ты у меня одна", "Всё будет хорошо", "Северное сияние" – в этих и других фильмах Збруев создал современные образы мужчин, о которых мечтают миллионы женщин. В 2014 году в картине "Кино про Алексеева" он сыграл когда-то знаменитого барда, которого вдруг вспомнили и нашли через много лет после его бешеной популярности, предоставив возможность вернуться в атмосферу молодых лет и того неповторимого времени. Можно с уверенностью сказать, что Александру Збруеву забвение не грозит.

Автор статьи: Антонина Крюкова

Все новости Последние новости