23 июня 2020, 09:55

Плачьте, но снимайте

 Гильдия неигрового кино и телевидения совместно с порталом Кино-Театр.Ру представляет вторую серию документального проекта о фронтовых операторах "Как снимали войну". Эпизод под названием "Плачьте, но снимайте", рассказывающий о том, какими были первые дни операторов на фронте и с чем им пришлось столкнуться, доступен на YouTube-канале Кино-Театр.Ру.

Плачьте, но снимайте

 Это история первой группы операторов Центральной студии кинохроники, которые отправились на фронт уже 23 июня, то есть на следующий день после начала войны. Они ехали снимать быстрый разгром немецко-фашистских войск и победоносное наступление на Берлин, но перед ними оказались разбомблённые немецкой авиацией дороги и железнодорожные станции, сбитые самолёты, потоки беженцев, отступающие советские войска, раненые и убитые солдаты. Им пришлось отбросить все довоенные иллюзии и собственный страх, чтобы начать снимать эти кадры – "плакать, но снимать". Объективы их камер стали глазами войны, а киноплёнка, хранящаяся в архивах – её памятью. Среди операторов того времени, в частности, были постановщик фильма "Если завтра война" (1938) Евгений Ефимов, а также Роман Кармен, прошедший до этого войну в Испании.

 Документальный проект "Как снимали войну" представляет собой двадцать короткометражных фильмов о том, как создавалась кинолетопись прошедшей войны. Двенадцать из них – портреты ведущих фронтовых операторов, остальные – рассказ о работе кинохроники в годы войны. Проект создан при поддержке Института развития интернета в рамках реализации нацпроекта "Культура".

 Этот проект – дань памяти операторам Великой Отечественной войны. По одним данным их было 257, по другим – 318. За четыре военных года они сняли 3,5 миллиона метров фронтовой кинохроники. Однако в фильмах и киножурналах 1941 – 1945 годов их имена зачастую не указывались, но именно их глазами мы и сегодня видим прошедшую войну. Задача проекта – вернуть авторство анонимным кадрам военной хроники, рассказать о тех, кто с риском для жизни запечатлел самые драматические моменты Великой Отечественной войны.

 Проект расскажет и о том, какую кинотехнику и плёнку использовали в те годы, как писали монтажные листы и переправляли отснятый материал на студию, как передвигались по фронтовым дорогам, что требовало от операторов начальство в Москве и начальство на фронте, как работала военная цензура и самоцензура, как отличить боевой репортаж от инсценировки боевых действий.

 "Если первая серия проекта была посвящена кинокамере "Аймо", на которую операторы снимали свои бесценные кадры, то во втором эпизоде мы решили рассказать о самых первых их днях на войне. Как им пришлось преодолевать собственный страх и ужас войны, чтобы взять камеру в руки", – отмечает главный редактор портала Кино-Театр.Ру" Жан Просянов.

 Источником для создания этого проекта стали монтажные листы операторов, в которых подробно, кадр за кадром описывалось всё, что было снято в течение съёмочного дня. В этих документах, никогда прежде в кино не использовавшихся, много уникальных деталей, человеческих имён и судеб. Авторы проекта поставили себе задачу соединить пояснения и "ремарки" фронтовых операторов и хронику, которая хранится в Российском государственном архиве кино- и фотодокументов.

Текст предоставлен порталом "Кино-Театр.Ру"

 

Все новости Последние новости