26 июня 2020, 14:49

На что способна Екатерина Васильева

 В воскресенье, 28 июня, в 10.30 на канале "ТВ Центр" покажут документальный проект  "Екатерина Васильева. На что способна любовь", посвящённый актрисе, судьба которой могла бы составить сюжет масштабного увлекательного романа.

На что способна Екатерина Васильева

 Дочь известного советского поэта-песенника, внучка бежавшего из страны белогвардейца и внучатая племянница знаменитого педагога, занимавшегося воспитанием беспризорников, Екатерина Васильева признаётся: "Для меня всё, что случилось с Россией, абсолютно личная история, история моей семьи, моей России, которую я люблю бесконечно".

 Мать актрисы – Олимпиада Витальевна Макаренко – никогда не знала своего отца. Её родители в последний раз увиделись на перроне вокзала, когда толпа отсекла беременную женщину от мужа, успевшего забраться на ступеньки увозившего его в эмиграцию поезда. Отцом для рождённой позже Липы стал ее родной дядя – Антон Семёнович Макаренко. О том, как развивалась история любви родителей Екатерины Васильевой, как будущий муж спас зенитчицу Макаренко от неминуемой гибели на Курской дуге и почему Олимпиада Витальевна с двумя детьми на руках ушла от мужа, расскажут авторы фильма.

 Екатерина Сергеевна Васильева родилась 15 августа победного 1945 года. Когда они с мамой переехали из роскошной квартиры отца в коммуналку, девочке было двенадцать, а её брату Антону не исполнилось и четырёх лет. Из-за частых болезней матери девочке приходилось подрабатывать на почте сортировщицей писем. А потом она попала в театральную студию в Доме ученых. Несбывшаяся мечта самой Олимпиады нашла продолжение в дочери.

 Екатерина Васильева училась во ВГИКе, и её студенческая жизнь была весьма насыщенной. В любом споре и в какой бы то ни было компании она всегда была в центре. Яркая, независимая и свободная, она легко сводила с ума мужчин. Когда в неё влюбился 20-летний третьекурсник Сергей Соловьев, Васильева ответила взаимностью. В коммунальной квартире, где жили молодожёны, их комната стала местом сбора московской богемы. Здесь танцевали буги-вуги, смотрели фильмы Антониони, читали запрещённые книги русской эмиграции, перепечатанные под копирку. Спустя семь лет брак распался, но никто из супругов не жалеет о совместно прожитых годах. Васильева так говорит об этом времени: "Это были семь лет счастья, несчастья, очень интересной и честной жизни. Думаю, для меня и для Серёжи это было уроком жизни. А любовь? – я тебя очень люблю, Серёженька – как никогда не любила…" Ещё одной любовью актрисы стал драматург Михаил Рощин, брак с которым не спас даже родившийся сын Митя.

 У Васильевой была очень успешная театральная карьера – сначала в театре Ермоловой, затем в легендарном "Современнике", потом во МХАТе. Но однажды актриса осознала, что жить ради успеха, славы и денег больше не хочет. Вот что она рассказала авторам документального фильма: "Мне кажется, что до рождения Мити я вообще не знала, что такое любовь. Я искренне влюблялась, но это всё была не любовь, это была игра. При встрече с сыном я так испугалась, меня посетила любовь в виде страха ответственности… Тогда я еще не знала, как это называется. Любовь – это ответственность, любовь – это жертва. У меня не было такого чувства ответственности за тех людей, с которыми я жила, за моих мужей. Такая я была эгоистка, бездарная, глухая".

 Был период, когда Васильева переживала депрессию. Только самые близкие знали – всё не так, как кажется. Актриса чувствовала себя полностью опустошённой. Вокруг множество людей, а пустота не исчезает. Мужья – один за другим – уже бывшие. На руках больная мама и маленький сын. Она отвечает за них, и только это держит.

 Нужна была чья-то добрая рука, которая поддержит, утешит и спасёт. И в этот момент Васильева знакомится со священником Владимиром Волгиным из Курской области. К нему, чтобы задать волнующие вопросы, в глухую деревню по неасфальтированной дороге Васильева с подругой прошли семь километров. С того момента её жизнь разделилась на две половины.

 В 1987 году, когда МХАТ собирался на гастроли в Японию, незадолго до отъезда Екатерина Васильева, ведущая актриса театра, кладет на стол Олегу Ефремову заявление. И после четырнадцати лет службы на сцене – уходит из театра. Уходит и из кино, из всей своей прежней жизни. Три года обиженный поступком актрисы Олег Ефремов с ней не общался. А потом позвонил и сказал, что польский режиссёр Кшиштоф Занусси хочет пригласить её в спектакль "Игры женщин", – и Васильева вернулась на сцену. Увидевший её в этой постановке Юрий Любимов позвал актрису в спектакль "Электра". Следующей была постановка Петера Штайна "Орестея".

 Актриса признаётся, что сегодня на сцену она поднимается только ради зрителя и с условием, если в пьесе есть для него послание, которое ей важно донести. А своей любимой работой Васильева считает спектакль "Олимпия" в "Мастерской Петра Фоменко" в постановке актёра Евгения Цыганова.

 Сын актрисы Дмитрий закончил ВГИК, но после вуза вдруг поступил в семинарию, где принял сан священника. И теперь Екатерина Сергеевна говорит о себе: "В первую очередь, я – мать священника".

 Какой вопрос задала актриса Олегу Янковскому перед съёмками в фильме "Приходи на меня посмотреть"? почему ей позволили переименовать пьесу Фридриха Дюрренматта? зачем Васильева в свободное от служения церкви время снимается в кино? – об этом и ещё о многом другом можно узнать из документального проекта "ТВ Центра", участниками которого стали брат Екатерины Васильевой Антон Васильев, её сын – протоиерей Дмитрий Рощин, её невестка Любовь Рощина и внуки, духовный отец актрисы Владимир Волгин, режиссёры Кшиштоф Занусси, Сергей Соловьёв и Евгений Цыганов, актёры Наталья Архангельская, Евгения Добровольская, Михаил Ефремов.

Автор статьи: Антонина Крюкова

 

Все новости Последние новости