7 июля 2020, 09:46

Константин – наследный принц Аркадия Райкина

8 июля народному артисту России Константину Райкину исполняется 69 лет, когда  всего лишь год остался до круглого юбилея.

Константин – наследный принц Аркадия Райкина

 За это время он успеет многое сделать: поставить новый спектакль в "Сатириконе", подготовить несколько чтецких программ, выпустить очередной курс в  Школе сценического искусства, и много чего такого, что трудно предположить, потому что внутри у него несгораемый генератор и впереди планов громадье.

 Всю свою жизнь Константин Райкин боялся сравнения со своим гениальным отцом, которого, казалось, переиграть невозможно. Поэтому сын решил пойти своим путем, не надеясь на авторитет Аркадия Исааковича. Не поставив в известность  родителей отправился из Ленинграда в Москву и поступил в Щукинское училище к знаменитому мастеру Катин Ярцеву, а после окончания самой крутой театральной школы десять лет выходил на сцену "Современника", сыграв около тридцати ролей и подружившись с авангардистом Валерием Фокиным, исполнил в его первом спектакле "Валентин и Валентина" главную роль.

 Опыт работы с первым призывом современниковцев, среди которых были и Игорь Кваша,  Валентин Гафт, очень много дал молодому артисту, научил его полностью погружаться в художественный образ, не теряя своей индивидуальности, ну а Галина Волчек, отдавая должное виртуозной пластике Константина Райкина воспитывала в нем разнопланового артиста. Что потом сильно пригодилось, когда он, наконец, стал выступать вместе с отцом в спектаклях "Его величество, театр", "Мир дому твоему", решив сделать авторскую программу "Давай, артист" в Театре Миниатюр, после переезда в Москву, получившего название "Сатирикон".

  После ухода из жизни Аркадия Исааковича ни у кого не возникало сомнений, что худруком театра станет его сын. В 38 лет Константин Райкин возглавил творческий коллектив и в этом же году со спектаклем Романа Виктюка "Служанки" на него обрушилась невиданная слава, билеты на который было невозможно достать. Занимаясь воспитанием труппы, Райкин понимал, что заданную высокую планку могут обеспечить в том числе сильные режиссеры со своим художественным видением пьесы и конкретным зовом времени. Поэтому он приглашает на постановки Петра Фоменко, поставившем в Сатириконе "Великолепного рогоносца", Роберта Стуруа с "Гамлетом" и "Сеньор Тодеро Хазяин", старого друга Валерия Фокина с "Превращением" Кафки, где Райкин так перевоплотился в страшного паука, что у зрителей холод по спине пробегал.

 Надо сказать, Константин Райкин никогда не чурался внешней характерности и рисунок роли строил исходя формы, подчас гротесковой, как в "Ричарде 111" или "Короле Лире", приглашая на шекспировские постановки питерца Юрия Бутусова,( который сейчас стал главным режиссером Театра имени Вахтангова). Неслучайно "Золотая маска" всегда присуждала пальму первенства этим спектаклям, и соревноваться с ними было бесполезно.   

 Константин Райкин никогда не потакает вкусам публики, наоборот, он ведет ее за собой и поэтому у "Сатирикона" давно образовался свой круг зрителей, отлично понимающих художественный язык этого театра. Иногда гениальный актер ,отвергающий возраст,  обижается, когда в его режиссерских работах критики указывают, что исполнители подстраиваются под манеру игры Райкина, так как он всегда был против копирования. В тоже время дотянуться до него во время спектакля очень трудно, и как другие артисты не пытаются встать на один уровень с ним, все равно зрительское внимание приковано к герою Райкина. По-другому, это не назовешь, как магией таланта. 

 Сыграв в 22 фильмах, начиная с 1971-го года, Райкин предвосхитил амплуа вездесущего клоуна в  картинах: "Малыш и Карлсон, который живет на крыше", "Командир счастливой Щуки", "Труффальдино из Бергамо", "Много шума из ничего". Даже в знаменитом фильме Никиты Михалкова "Свой среди чужих" =татарин Каюн, никто иной, как восточный маскарабоз (клоун), ну, а сыщик Пуаро – обаятельный фокусник и поклонник всех красивых женщин.  

 Чтобы не играл и не ставил в своем театре Константин Райкин, его энергетика перехлестывает через рампу, заражая зрителей радостью жизни и конца этому не будет. 

Автор статьи: Любовь Лебедина.

 

Все новости Последние новости