9 июля 2020, 09:58

Юрий Грымов состарил чеховских героев на 40 лет

Зачем это понадобилось известному кинорежиссеру, оператору, менеджеру, худруку театра "Модерн", члену общественной палаты Московской области и Российской академии киноискусства "Ника" можно только предполагать. В течение трех вечеров канал "Культура" транслировал фильм о бездарно прожитой  жизни пожилых людей, к   которой Чехов не имел никакого отношения.   

Юрий Грымов состарил чеховских героев на 40 лет

 Интерпретируя на новый лад "Три сестры" в духе постмодерна, Грымов  превратил генеральских дочек в пенсионерок, продолжающих "тянуть лямку" в том же захолустном городке, но уже в советское время, вкрапляя в чеховский текст лексику ХХ1 века. Идея представить будущее чеховских персонажей сама по себе интересная, так как многие задаются вопросом: удалось трем сестрам осуществить  давнишнюю мечту - переехать в Москву или не сдвинулись с  прежнего места. Поскольку Грымов уверен, что они не способны на серьезные поступки, то все осталось на словах, в прежней колее, как было. С этим можно согласиться, но режиссер, отталкиваясь от прошедшего времени и перенося действие в следующее столетие не имел права позволить героям объясняться чеховским языком молодых персонажей. Что нарушает логику повествования и сбивает с толку, дискредитирует возрастных артистов, поскольку возраст нельзя обмануть. Когда Маша не первой молодости Анны Каменьковой, увидев штатского Вершинина в исполнении ироничного Максима Суханова говорит: "Как вы постарели", то она к  сожалению не женщина бальзаковского возраста, и ей надо уступить место внукам, которых у нее нет.   Игорь Яцко, играя закомплексованного Тузенбаха, пытается убедить Ирину, что им предстоит прожить ряд счастливых дней, может 20, а может и 30 лет. Но ведь этот диалог у Чехова  происходит между молодыми героями, а у Грымова мы видим отнюдь не юную пару, скорее пожилую. Значит и объяснение любви должно носить совсем другой характер, с нотками ностальгии, зря пропущенного времени, поскольку душа остается молодой, но тело подводит, существуя по биологическим часам. К тому же Ирина в монотонном исполнении  Ирины Мазуревич давно не наивная девушка, ищущая спасения в труде, разочарование подстерегает ее на каждом шагу, поэтому глаза потухли, и она разучилась улыбаться. Более того: старик Чебутыкин в гротесковом рисунке Игоря Ясуловича, -ровесник директора гимназии Кулыгина, эдакого бодрячка Александра Пашутина, играющего заботливого мужа, остряка и балагура, надоевшего всем своими плоскими шутками. 

 Великолепный актерский ансамбль, где каждый артист сам по себе большая величина, оказался заложником идеи прошедшего времени, отложившего отпечаток на лица актеров, движения, походку, и они оказались между молотом и наковальней: пьесой Чехова и волюнтаристским экспериментом режиссера.

 Странно, что опытный Юрий Грымов, запомнившийся всем по телесериалу "Казус Кукоцкого", где можно было обреветься, и фестивальному  фильму "Му-Му" споткнулся на столь очевидном, вывернув классическое произведение наизнанку ради оригинальную идею и тем самым подставив артистов, за что и были наказаны, как сказано о Островского " Без вины виноватые".  

По-видимому, телеканал "Культура" решил показать последний фильм Юрия Грымова 2017-го  в честь его 55-летия, только классика об этом не знала и отомстила. 

Автор статьи: Любовь Лебедина.            

 

Все новости Последние новости