14 июля 2020, 17:18

Лицо войны на плёнках Валентина Орлянкина

 Новый эпизод онлайн-проекта о фронтовых операторах "Как снимали войну" посвящается Валентину Орлянкину, снимавшему бои за Сталинград. Именно его считают летописцем сталинградских сражений, сумевшим установить с помощью камеры связь между воевавшими на фронте и теми, кто ждал их дома.

Лицо войны на плёнках Валентина Орлянкина

 В съёмках этой легендарной битвы отличились многие операторы. Газеты писали, что работники сталинградской киногруппы производят впечатление "двужильной неутомимости, отваги и профессионального энтузиазма". Но, без сомнения, первое место среди "отважных и неутомимых" летописцев Сталинграда по праву занимает Валентин Орлянкин.

 Будучи опытным альпинистом, он карабкался по завалам и разрушенным лестничным пролётам, снимая там, где, казалось, делать это было совершенно невозможно. Орлянкин единственный из фронтовых операторов сумел пробраться в окруженный немцами "дом Павлова" и запечатлел его защитников. Он одним из первых освоил тактику съёмки уличного боя, и стал автором множества ярких фронтовых репортажей. Об одном из них подробно рассказывает сам герой эпизода в сохранившейся записи 1975 года.

 "Кадры Орлянкина – это, действительно, настоящая летопись сталинградских событий. Не только ожесточённых боёв, но и человеческих судеб. Он очень много снимал обычных солдат, пытаясь через происходящее передать их характер, показать их душу. Для родных тех, кто не вернулся с войны, эти кадры стали бесценными. Именно на плёнках Орлянкина мы видим настоящие лица войны", – отмечает главный редактор портала "Кино-театр.ру" Жан Просянов.

 Напомним, что проект "Как снимали войну" создан Гильдией неигрового кино и телевидения совместно с порталом Кино-театр.ру. Он рассказывает о советских кинооператорах, которые снимали войну, несмотря на пули и страх. Однако об их подвигах почти ничего не известно, потому что их имена зачастую не указывали в кинохрониках, но именно благодаря им, у нас остались настоящие кадры войны. Проект создан при поддержке Института развития интернета в рамках реализации нацпроекта "Культура".

 Источником для создания этого проекта стали монтажные листы операторов, в которых подробно, кадр за кадром описывалось всё, что было снято в течение съёмочного дня. В этих документах, никогда прежде в кино не использовавшихся, много уникальных деталей, человеческих имён и судеб. Авторы проекта поставили себе задачу соединить пояснения и "ремарки" фронтовых операторов и хронику, которая хранится в Российском государственном архиве кино- и фотодокументов.

 

Текст предоставлен порталом Кино-театр.ру

 

Все новости Последние новости