30 июля 2020, 10:27

Как польские актрисы покоряли советских зрителей

 Первого августа в 10.20 на канале "ТВ Центр" в эфир выйдет документальный проект "Польские красавицы. Кино с акцентом", посвящённый актрисам ещё недавно дружественной нам страны, которые в 1960 – 70-е годы стали настоящим открытием для советского зрителя.

Как польские актрисы покоряли советских зрителей

 Пола Ракса, Беата Тышкевич, Эва Шикульска, Барбара Брыльска – молодые, талантливые, красивые. Их обожали, им подражали. Эти великолепные актрисы покорили сердца советских зрителей. Невероятная популярность польских актрис в России изменила их жизнь раз и навсегда. Русские роли, русские романы и русские мужчины… Но как сложилась их жизнь после оглушительной славы в СССР, чем они заняты сейчас и какие драмы пережили? Об этом в документальном проекте "ТВ Центра" они рассказывают сами.

 Первой ласточкой в советском кино стала трогательная и хрупкая Пола Ракса – та самая Маруся Огонёк из сериала "Четыре танкиста и собака" конца 60-х. А в 1967 году состоялся триумф фильма "Зося", поставленного режиссёром Михаилом Богиным по рассказу Владимира Богомолова. По опросам журнала "Советский экран", впервые иностранка была названа в СССР лучшей актрисой года. Пола Ракса обошла таких звёзд, как Наталья Варлей из "Кавказской пленницы", Татьяна Доронина из "Трёх тополей на Плющихе" и Галина Польских, сыгравшая в "Журналисте". Это был первый и удачный опыт привлечения зарубежной актрисы в советское кино. Её популярность в нашей стране граничила с помешательством. Под Полу Раксу даже стриглись – каре с чёлкой была в те годы самой модной причёской у советских женщин. Для мужчин она и вовсе стала идеалом красоты. Известный в России польский актёр Ежи Штур благодаря Поле Раксе выбрал профессию, о чём и признаётся в фильме: "Я влюбился в неё, когда был ещё ребёнком. Я и пошёл в кино, потому что хотел снова быть с ней двадцать четыре часа в сутки". Но Ежи Штуру удалось сыграть вместе с Полой Раксой лишь в фильме "Похищение Агаты", вышедшем на польские экраны в 1993 году, и никто не предполагал, что это будет её последняя роль в кино.

 А как развивался роман актрисы с партнёром по съёмочной площадке фильма "Зося" – красавцем Юрием Каморным и почему столь внезапно прервался? Из-за чего Пола Ракса не решилась связать с ним свою жизнь? Об этом в "Польских красавицах" актриса откровенно рассказала сама: "Спустя годы, я поняла, что поступила правильно. Каморного надо было отпустить: я ещё тогда почувствовала, что Юра фатальный человек". И, как в воду глядела: Юрий Каморный трагически погиб в 1981 году.

 Другая польская красавица Беата Тышкевич тоже уверена: лучше русских мужчин нет! Впервые пани Тышкевич оказалась в России в 1961 году. В составе польской делегации она приехала на Московский международный кинофестиваль. Писатель Сергей Михалков пригласил актрису в гости на дачу на Николиной горе. Здесь она и познакомилась со старшим сыном хозяина – Андреем Кончаловским. Он ухаживал за ней с купеческим размахом. А когда она уехала, влюбленные долго переписывались. Эти письма у обоих хранятся до сих пор, как и чашка кузнецовского фарфора, которая осталась у пани Тышкевич от той любви.

 Почему же роман не закончился свадьбой и правда ли, что Андрей Кончаловский продал пианино, чтобы сделать подарок Беате Тышкевич? Куда пропали семейные драгоценности его матери Натальи Петровны Кончаловской и за что режиссёр поднял руку на актрису? Как её следующий русский избранник едва не улетел в Варшаву, оказавшись в одном самолёте с ней, не имея при этом в кармане ни заграничного паспорта, ни денег? На эти вопросы есть ответы в документальном проекте.

 Молодую, начинающую актрису Эву Шикульску в России ждал подлинный триумф. Фильм Владимира Мотыля "Звезда пленительного счастья", где она сыграла роль, с бешеным успехом прошел по советским экранам в 1975 году. Эмоциональная, открытая, незащищенная – именно этим она и покорила тогда русского режиссёра Мотыля и миллионы зрительских сердец. Ей двадцать с небольшим, она только что окончила театральный институт в Варшаве и, конечно, даже не мечтала о России. Но Россия вошла в её жизнь раз и навсегда.

 О том, почему Владимир Мотыль остановил свой выбор именно на ней, что посоветовал режиссёру Булат Окуджава, за какой поступок Шикульску чуть было не оштрафовали, как развивались её бурные романы с Игорем Костолевским и режиссёром Ильей Авербахом, у которого она сыграла в картине "Объяснение в любви", и какой фильм посвятил последний своей возлюбленной, на что она тратила гонорары от съёмок, не ревновал ли муж актрисы свою жену к успеху – на эти вопросы в проекте "ТВ Центра" ответят его участники и сама пани Шикульска.

 Всё же самой популярной из этой польской четверки была Барбара Брыльска. Несмотря на то, что сыграть главную женскую роль в "Иронии судьбы… " мечтали лучшие российские актрисы: Людмила Гурченко, Алиса Фрейндлих, Светлана Немоляева, – режиссёр Эльдар Рязанов отдал предпочтение именно польке. Как-то он вспомнил про картину "Анатомия любви" Романа Залуского, где увидел актрису, которая чем-то запала ему в душу. Обыкновенная учительница Надя Шевелёва в исполнении Брыльски стала идеалом женственности для многих поколений советских мужчин. А женщины, глядя на неё, верили, что однажды любовь придёт. Из документального фильма можно узнать, какие любовные истории и с кем приключились у Барбары на русской земле, чем занимается она сегодня, как младший сын помог ей пережить страшную трагедию.

 В проекте участвуют Беата Тышкевич, Эва Шикульска, Барбара Брыльска, Пола Ракса, Андрей Кончаловский, Александр Адабашьян, Ежи Штур, Игорь Костолевский, Андрей Мягков и другие.

 

Автор статьи: Антонина Крюкова

 

Все новости Последние новости