17 августа 2020, 17:54

Он был живым, живым и только до конца

Смерть народного артиста России Николая Николаевича Губенко за день до 79-летия 16 августа ударила, как обухом по голове. Это было похоже на страшный сон, потому что такие люди, как он должны жить долго, в них наша опора и верность своим идеалам. 

Он был живым, живым и только до конца

 Если проследить жизненный и творческий путь Губенко, то в его непростой биографии вы не увидите ни одного черного пятна, честь и совесть были главными его союзниками, верность долгу и однажды данной клятве стали определяющими в течение всей его жизни. Он не мог изменить той стране, которая воспитала его, не бросила на произвол судьбы, родившегося в катакомбах Одессы в 1941-ом году, так и не познавшего родительской заботы, ни матери, повешенной фашистами, ни отца, погибшего на фронте. Поэтому его семьей стал детдом, потом суворовское училище, где всех сплотила одна беда, постоянное ощущение голода и вера в будущую справедливую жизнь. Именно поэтому  главным критерием в определении людей всегда была их честность и неподкупность, чуждая выгоде. 

 Поступив на актерское отделение во ВГИК к Герасимову и Тамаре Макаровой, а потом закончив два курса режиссуры, Губенко понял: самое главное в искусстве не изменять себе, превращать жизненные наблюдения в правдивые художественные образы. Проза Василия Макаровича Шукшина с такими близкими его сердцу героями стала путеводной звездой в его творчестве, и вот уже на экраны выходит фильм "Пришел солдат с фронта", где от первого до последнего кадра все было правдой, правдой выстраданной советским народом  в послевоенные годы. Дружба с Сергеем Бондарчуком привела актера Губенко в окопы картины "Они сражались за родину" и горького прощания с Василием Макаровичем Шукшиным, оставив глубокий шрам на сердце Николая Николаевича. Ну, а в пронзительном фильме "Подранки", вместившего в себя часть сюжетов из суворовской жизни самого режиссера, у зрителей перехватывало горло от переживаний за неокрепшие души детей войны. 

 В киноискусстве Николая Губенко человеческой памяти всегда  уделялось большое внимание, включающее сострадание к пожилым людям, заслуживающим лучшей доли, но в конце концов оказывающимся в доме престарелых. Сценарий "И жизнь, и слезы, и любовь" родился у Губенко  в результате горьких размышлений о стариках, воспринимаемых обществом, как "отработанный материал". А ведь они еще живы и человеческие страсти им не чужды, как, впрочем, и любовь. Губенко собрал цвет уходящих актерских династий и заставил зрителей трепетать, размышляя о неизбежном конце. Большую роль в этом фильме сыграла Жанна Болотова, жена Губенко, исполнившая роль врача, пытающаяся украсить последние дни уходящих в небытие. 

 И если в кино Жанна Болотова играла почти во всех картинах единственного мужа, то в Театре на Таганке она не появлялась. А вот этот период, начиная с 1964-го года, открывшего Москве Юрием Любимовым  "Доброго человека из Сезуана" и таким образом совершившего революцию в советском театре у Николая Губенко было много такого, что на несколько жизней хватит. Будучи человеком резким, не терпящим предательств, он в 1968-ом году ушел от Любимова, а потом через несколько лет вернулся и стал возглавлять репертуар. После того, как Юрия Любимова лишили гражданства, коллектив единогласно избрал Николая Николаевича главным, но он понимал, что это детище Юрия Петровича и его надо вернуть. В конце концов он убедил Михаила Горбачева, что негоже большому режиссеру скитаться по заграницам и Таганка без него пропадает. А дальше началось самое страшное. В театре произошел раскол. Приехавший Любимов предложил коллективу на западный манер договорную систему, что тогда было внове и не устраивало ни Губенко, ни ведущих артистов. В театре была возведена высокая стена между двумя труппами. Одна под руководством Юрия Любимова, вторая под руководством Николая Губенко, получившая название "Товарищество актеров на Таганке". Раздел не принес серьезных творческих открытий ни одной из сторон. Но Николай Губенко не сдавался, оставив в 1987-ом году кино, он полностью посвятил себя артистам, выбравшим его в лидеры, он даже два года с 1989-го по 1991-ый был министром культуры развалившего СССР, но партбилет не сдал, до конца своих дней оставаясь членом КПСС. 

 Вот таким твердым и несгибаемым человеком, Художником с большой буквы был Николай Николаевич Губенко. А впрочем, почему "был", он остается таким в своих фильмах, нашей памяти и памяти партнераов, пошедших за ним до конца. 

Автор статьи: Любовь Лебедина.     

 

Все новости Последние новости