1 сентября 2020, 10:31

Владимир Андреев умел радоваться чужому успеху

2 сентября в Театре имени Ермоловой состоится прощание с народным артистом СССР Владимиром Алексеевичем Андреевым, с 2012 года передавшем бразды правления Олегу Меньшикову, оставаясь президентом театра, играя до последнего в спектаклях и возглавляющего кафедру актерского мастерства в ГИТИСе.

Владимир Андреев умел радоваться чужому успеху

 В разгар эпидемии коронавируса я позвонила Владимиру Алексеевичу, чтобы передать ему свою книгу "Призвание и признание", которая начинается беседой с ним, заодно спросив его: "Чем он занимается в изоляции?"  - "Да вот, думаю, что я буду говорить своим студентам 1 сентября. Ведь мы-старики уходим, а им дальше жить… Что они будут считать главным в своей работе, продолжая традиции, заложенные основателями психологического театра, или станут хватать по вершкам?..

  Встретиться нам так и не удалось, а 29 августа через два дня после своего Дня рождения он неожиданно скончался, пройдя земную жизнь в течение 90 лет. Много это или мало? Казалось бы, с одной стороны по человеческим меркам много, а с другой, если подсчитывать сколько добра он сделал людям и еще мог сделать – мало. Ведь таких бессеребренников надо заносить в Красную книгу… 

 Я не припомню, чтобы Андреев кому-то мстил, кого-то ненавидел, даже когда театр имени Ермоловой разделился и часть труппы пошла за Валерием Фокиным, провозгласившем новую эру  в "покрывшемся тиной" коллективе,  то он не стал спорить и ушел в Малый театр, продолжая там ставить произведения Юрия Бондарева "Берег", "Выбор", "Игра".  А когда через пять лет в 1990 году актеры, стоя на коленях, упросили его вернуться обратно, Андреев не подумал сводить счеты, потому что это ни к чему бы хорошему не привело. У него всегда был нюх на человеческую драматургию, рассказывающую о сложной судьбе людей со всеми их недостатками и глупостями. Вот почему он первым открыл в Москве Алексея Вампилова, который стучался во все закрытые двери и не был принят.  Благодаря неустанной борьбе  Андреева с партийной цензурой наконец то произошло чудо и другие режиссеры стали открывать для себя и "Старшего сына", и "И прошлым летом в Чулимске", заряжая исполнителей и зрителей  небывалой любовью. Вот почему его другом стал великий русский писатель Валентин Распутин, специально написавший для ермоловцев "Деньги для Марии", а Валентин Зорин каждую новую пьесу обязательно приносил в кабинет Андреева, встречаемый на проходной стаей бездомных собак, кормившихся из рук сердобольного худрука.   

 При том, что Владимир Алексеевич был мало сказать замечательным актером, он появился на свет с родимым пятном лицедея, всего себя отдавая сцене, оставаясь романтиком и проводником русской поэзии. Кроме того, он был настолько верным человеком и мужем, что прожил долгую жизнь с Натальей Селезневой, не подумав перетянуть ее из театра Сатиры к себе, хотя мог сделать это запросто, но этика оставалась превыше всего. 

 30 августа должен был состояться творческий вечер, посвященный 90-летию самого обаятельного с васильковыми глазами артиста, но видно Бог посчитал, что лучше отставить многоточие, чем провести жирную черту. Теперь 2 сентября букеты цветов и венков заполнят сцену Театра имени Ермоловой, где народный артист СССР с сомкнутыми устами "сыграет" свою последнюю роль – роль Дон Кихота, борющегося со злом и утверждающего радость жизни.

Автор статьи: Любовь Лебедина.     

 

Все новости Последние новости