7 сентября 2020, 17:23

Выше гор могут быть только горы

 Приезд Чеченского государственного драматического театра имени Х. Нурадилова на второй фестиваль национальных театров России "Крымская театральная осень" со спектаклем "В горы за тобой" в постановке Хавы Ахмадовой можно считать знаковым событием. Значит, жизнь в республике не только налаживается, но и культура становится прерогативой свободолюбивого народа. 

Выше гор могут быть только горы

 Спектакль - притча о встрече мужчины и женщины в годы Отечественной войны и потом выдержавших серьезные испытания в связи с депортацией чеченцев в 1944-ом году в Казахстан, среди которых оказывается Юнус в исполнении Сулеймана Ахмадова, отозванный с фронта из-за национальной принадлежностью. А так же  простой учительницей Ниной в исполнении Ольги Кабо, переживающей не меньшую драму, связанную с  сестрой, служившей у немцев, и потому прикрывающую ее  вынужденным браком с майором КГБ.  Но, как не расходятся пути - дороги этой пары в течение 10 лет, в конце концов, они оказываются вместе среди родных гор на родине Юнуса. 

 В спектакле Ахмадовой соединяются две главных темы. Это тема страха в условиях тоталитарного государства и внутренне свободного человека, преодолевающего этот страх и отстаивающего свое достоинство. Для режиссера было принципиально важно, чтобы роль Нины сыграла русская актриса. И поэтому эту роль она предложила московской актриса Ольге Кабо, так как вспыхнувшая любовь не зависит от национальной принадлежности и вероисповедования, она сильнее политических установок и страшного наследия сталинской идеологии.  Поэтому театральная культура, не имеющая границ, вопреки геноциду взывает к истине, прописанной на скрижалях всемирного гуманизма. 

  Не могу сказать, что сценография Натали-Кейт Пангилиан воплощала художественный образ, заложенный в режиссерской трактовке трагической судьбы чеченского народа и двух влюбленных, попавших в жернова сталинского режима. Скорее это были фрагменты бытовой декорации, определяющей место действия, и поэтому действие дробилось на эпизоды, разделенное затемнениями, а свисающие с колосников веревки сообщали сценическому пространству какой-то аскетизм, намекающий на бесконечную вертикаль уходящего времени . 

 Можно ли этот спектакль назвать современным? – Несомненно! Он не только взывает к памяти погибших и живых участников Великой Победы,  он погружает зрителей в атмосферу страшной трагедии и человеческих страстей, так как горные вершины крепко связаны с менталитетом мужественного и свободолюбивого народа.

Автор статьи: Любовь Лебедина.

Ялта – Москва. 

 

Все новости Последние новости