9 сентября 2020, 20:53

Память о войне стучится в наши сердца

В трех города: Ялте, Симферополе, Керчи продолжается второй фестиваль "Крымская театральная осень", посвященный 75-летию Победы под патронажем Министерства культуры Р.Ф. Министерства культуры республики Крым и Союза театральных деятелей России. 

Память о войне стучится в наши сердца

Идея проведения столь грандиозного смотра с приглашением девяти национальных коллективов со всей России принадлежит главному организатору фестивальному центру "Балтийский дом" во главе с генеральным директором Сергеем Шубом.

 После первого фестиваля, на котором присутствовал председатель СТД Александр Калягин, всем стало ясно: многонациональный театральный фестиваль необходим многонациональному Крыму, призванному сплачивать разные  народы культурными скрепами. 

 Именно поэтому на первом представлении музыкально-поэтической композиции "Победа, одна на всех" в первом отделении выступали артисты со своими номерами, включая сольные и танцевальные из театров Казани, Владикавказа, Петрозаводска, Грозного и Симферополя. Ну, а во втором действии "Балтийский дом" представил своих  пилигримов, разыгравших композицию из отрывков пьес, в частности, "Вечно живых" Виктора Розова, художественных и документальных фильмов, посвященных героической битве советского народа, где военная хроника органично вплеталась в поэтическую сагу, которой я бы дала второе название: "До свидания, мальчики, шагнувшие в бессмертие".

 У Светланы Алексиевич есть произведение "У войны не женское лицо". Так вот в произведении Бориса Васильева "А зори здесь тихие", экранизированные дважды и завоевавшие подмостки многих театров, война превратила пять необстрелянных девочек в бойцов во главе со старшиной Васков. В спектакле русского театра имени Евгения Вахтангова из Владикавказа романтика юности идет рука об руку со смертью, уничтожившей самое прекрасное, что есть на земле - женскую красоту и материнство. Режиссер Ольга Левковская попыталась присвоить любовь мифологического пространства в исполнении сценографа Светланы Володиной, но столкнулась с непреодолимыми трудностями. Сам материал с непохожими характерами пяти девушек тянул в сторону психологической драмы, а рисованные декорации, близкие станковой живописи, диктовали совсем другой способ игры. В свою очередь, классический саунтд-трек тоже предлагал особую стилистику - возвышенной лирики, парящей над жестоким миром уничтожения человечности. 

 Не придя к единому знаменателю, исполнители были вынуждены полагаться только на себя…

  Зато у камалавцев из Казани в камерном спектакле "Пришлый", на первый взгляд очень скромном и казалось бы внешне ничем не примечательным, решается поразительно важная проблема, не утратившая своей актуальности по сей день. Это тема невозвратных долгов, не позволяющих исправить допущенные ошибки , так как время не стоит на месте, а прошлое уходит все дальше и дальше, оставляя человека наедине с  муками совести. Спектакль "Пришлый" Фарида Бикчантаева похож на драматические зарисовки на запотевшем стекле времени, где судьба весьма старого человека, оказавшегося после войны на чужбине, настолько ничем не  примечательная и серая, что хочется его пожалеть, встряхнуть, вытянуть из картофельных грядок и вспомнить о данном родным  обещании вернуться живым. Да, после концлагеря ему повезло и он остался среди  живых, но внутри у него все перегорело, а спокойная жизнь чужестранца Накипа в блистательном исполнении Радика Бариева с верной женой Джоанной (актриса Люция Хамитова)  приучила мириться с тем, что есть, к тому же родина далеко и переделывать судьбу поздно. Недаром в спектакле настенные часы превращаются в метафору безжалостного времени, поэтому их остановка означает конечный итог земной жизни вечного странника, который бы хотел вместе с перелетными птицами улететь на родину, но крылья подрезаны. 

Автор статьи:  Любовь Лебедина

Ялта-Москва.

 

Все новости Последние новости