26 сентября 2020, 17:06

Шекспировский злодей Александра Домогарова загипнотизировал публику

Премьеру "Ричарда" в театре имени Моссовета зрители ждали с большим нетерпением.

Шекспировский злодей Александра Домогарова загипнотизировал публику

Автор фотографии: Елена Лапина

 Во-первых, заглавную роль играл всеобщий любимец Александр Домогаров. Во-вторых, склонная к провокациям Нина Чусова в рамках клиповой режиссеры на этот раз взялась за Шекспира, которого переиначить не так - то просто, а  исполнителям предстояло  подняться на поэтические котурны и быть при этом  убедительными и эмоционально заразительными. Таким образом, Нина Чусова решалась на опасный эксперимент, грозивший неудачей, но благодаря колоссальной самоотдаче актерского ансамбля этого не произошло. 

 Кроме того Чусова последовательно реализовала тему нравственной деградации властных структур, одержимых страстным желанием завоевать престол и ради этого развязывающих гражданскую войну, где брат идет на брата, сыновья предают отцов, растлевая следующие поколения вседозволенностью под знаменами дутого патриотизма. Неслучайно в художественном оформлении 

 Владимира Ерешко мрачный Тауэр предстает устрашающим символом насилия, где без суда и следствия наемные убийцы уничтожают законных наследников, в том числе невинных детей и неугодных либералов. Поэтому сценическое пространство напоминает каменный "мешок" с тюремными решетками, а высокая лестница означает, как движение вверх навстречу успешной карьере, так и спуск в бездну страха.    

 Главным дирижером политического триллера является никто иной, как Ричард в мощном исполнении Александра Домогарова, который не только мстит  миру за свое уродство и с улыбкой смотрит на приговоренных к смерти друзей и родственников, испытывая при этом удовольствие, но так же  доказывает, что путь к желанной цели можно расчищать с помощью заговоров, лицемерия, показной добродетели  и грубой лести, способной завоевать сердце  любой женщины. 

 Первая встреча Ричарда с Леди Анной в исполнении Дарьи Емельяновой у гроба ее мужа, убитого им же, раскрывает весь механизм обольщения опытного интригана. Он заранее знает, что обольстительная стройная женщина вначале обольет его грязью и презрением, но все-таки не сможет устоять перед сладкими речами ревнивого убийцы, обещающего ей неземные наслаждения на ложе любви, верность и защиту. Итак, великосветская дама, час назад проливающая слезы над мертвым мужем, попадает в расставленные сети практичного Ричарда, чтобы стать жертвой его кровавых замыслов на пути к завоеванию престола, поскольку она ему больше не нужна, и он выберет другую – дочь убитого брата, не опасаясь инцеста, поскольку грех рождает грех.   

     Дьявольская природа Ричарда, впитанная с молом матери, позволяет Домогарову демонстрировать необыкновенное обаяние, в том числе отчаянного борца за правду, жонглирующего совестью, как мячиком на политической арене. Страх и выгода – вот его главное оружие. С их помощью он превращает любого человека в марионетку, послушную его воле. Ричард Домогарова хорошо усвоил этикет коридоров власти с приклеенной улыбкой, поэтому скрипя сердце угождает такому же лицедействующую королю в исполнении Михаила Филиппова, решившего ради своего удовольствия помирить заклятых врагов двух непримиримых кланов Алой и Белой розы. Собирая вокруг себя непослушных вассалов, он приходит в восторг от реализации благородной идеи, не понимая, что для них это всего лишь представление с разноцветными надувными шариками. Похороны короля Эдуарда 1У тоже превращаются в праздничную феерию. Шествуя вокруг гроба  в позах римских патрициев, осиротевшие патриоты демонстрируют свою верность заветам короля и его наследникам, которых тут же прячут в Тауэр под благовидным предлогом.  

  Тем временем Ричард уже готовит себе плацдарм для коронации, заранее организовав досадное недоразумение с убийством брата Кларенса (артист Владимир Андриянов), оболгав в предательстве гедониста Хестингса, в забавной трактовке Дмитрия Журавлева,  знающего толк в вине и женщинах, не более. Его отрубленную голову, точнее кудрявый парик приносят на обед к лорду-протектору, символизируя тем самым финальный акт  затянувшегося возмездия. Более того, Ричард выступает в роли строго блюстителя нравственности, заявляя о незаконнорожденных детях короля, не достойных принять скипетр верховной власти. Он так же разыгрывает сцену отречения от короны, мол, не достоит такой чести "раб божий"…  

 Отдельной строкой хочется прописать участие хитрого и изворотливого Бекингема, как правило "выходящего сухим из воды" в креативном исполнении Валерия Яременко, на которого до определенной поры опирается будущий монарх. Именно благодаря ораторскому дару Бекингема Ричард побеждает на выборах в сопровождении глухого молчания народа. В данном случае режиссер отталкивалась от гениальной фразы Шекспира: "Не стало скреп: хоть видишь зло, молчишь, как будто слеп".  

 В конце концов, уничтожив всех, кого можно было уничтожить, засадить в Тауэр, изгнать из страны, Ричард пожирает самого себя, превращаясь в одинокого волка, так как стая уцелевших "соратников" разбежалась или того хуже перешла на сторону врагов. Таким образом, трагифарс в игровой стихии политического карнавала оказался тем самым форматом, где Уильям Шекспир вместе с режиссером  снимают маски с новоявленных временщиков  и утверждают истину вечных ценностей.

Автор статьи: Любовь Лебедина.  

 

Все новости Последние новости